23 Ноябрь 2011

«Цементная революция»: уже скоро!

«Цементная революция»: уже скоро!

Пожалуй, ни один год из последних десяти лет для открытого акционерного общества «Красносельскстройматериалы» — широко известного не только в Беларуси предприятия — не обошелся без хороших новостей.

Чаще всего эти новости касались реализации разных инвестиционных проектов, осуществление которых было направлено на улучшение качества и конкурентоспособности выпускаемой акционерным обществом продукции. За последние годы можно вспомнить реконструкцию завода асбестоцементных изделий и известкового завода, строительство цеха по производству газосиликатных блоков, цеха по производству гидратной извести, линии скоростного обжига извести по сухому способу. И вот совсем скоро, буквально в начале следующего года, «Красносельскстройматериалы» обещают порадовать очередной такой новостью. Сейчас акционерное общество совместно с китайскими партнерами из компании CITIC завершает строительство новой технологической линии производства клинкера по «сухому» способу, которая, в отличие от действующих мощностей, будет работать на пылеугольном топливе. Проект этот, говорят в администрации ОАО, если не революционный, то, по крайней мере, чрезвычайно важный для дальнейшего развития как самого объединения, так во многом и строительной отрасли страны.

Условия диктует рынок

Идея перехода производства клинкера с «мокрого» на «сухой» способ, как и перевода производственных мощностей с газового на пылеугольное топливо, возникла у руководителей ОАО «Красносельскстройматериалы» уже несколько лет назад, рассказывает заместитель генерального директора по техническому перевооружению и энергосберегающим технологиям Ростислав Куцелай. Это диктовали и изменяющиеся экономические условия, и продвижение в технологическом плане зарубежных коллег. Во-первых, традиционный, «мокрый» способ производства клинкера более энергозатратен по сравнению с «сухим». И, во-вторых, угольное топливо дешевле газа, использование которого в качестве топлива в нынешних условиях — большая роскошь, привычка, оставшаяся от советских времен у многих предприятий одной шестой части суши, в то время как мировые производители цемента давно используют уголь. «Цель таких изменений одна, — говорит Ростислав Владимирович, — не снижая качества, получить более дешевый продукт и таким образом остаться конкурентоспособными, остаться на рынке».

По мере возрастания актуальности вопроса к его рассмотрению подключилось Министерство архитектуры и строительства. В итоге правительство страны приняло решение о развитии цементной отрасли, которое нашло отражение в соответствующем указе Президента. Действие этого нормативного документа распространялось на все три цементных завода страны, в том числе и на ОАО «Красносельскстройматериалы».

В мае 2009 года уже был готов и прошел экспертизу базовый проект строительства новой линии. Вскоре он был согласован всеми участвующими сторонами, в том числе и китайскими партнерами. Подобные проекты с участием иностранного инвестора, кстати, реализуются и на остальных цементных заводах страны — в Кричеве и Костюковичах, согласно правительственному договору о предоставлении белорусским предприятиям кредита китайским банком. Проектирование красносельской линии осуществил «Белпромпроект», а генеральным подрядчиком выступило ОАО «Гроднопромстрой». Строительство белорусские специалисты ведут совместно с китайскими, общая стоимость объекта на текущий момент оценивается примерно в триллион белорусских рублей.

Первый «угольный» шаг

10 ноября ОАО «Красносельскстройматериалы» сделало первый довольно символичный шаг на пути к скорому вводу в строй новой технологической линии. В этот день углеподготовительное отделение приняло первую партию угля из российского Кузбасса. Тем самым это отделение уже прошло индивидуальное испытание, а значит, подготовилось к работе. Технология, которая применена здесь, отличается от прежнего способа разгрузки вагонов: если ранее вагоны разгружались с помощью грейферных кранов (груз «черпался» большими ковшами), то теперь все делается намного проще и быстрее — вагон заезжает в вагоноопрокидыватель (он выглядит как лежащий на боку огромный пустотелый цилиндр), тот вращается, переворачивая вагон вверх колесами, — и уголь высыпается в бункер под полом. Оттуда с помощью сложной системы ленточных транспортеров перебрасывается в дробильную установку, из которой также по транспортерам подается далее, в склад, затем в мельницу (для нужд предприятия используется исключительно угольная пыль, цельные куски не подходят) и непосредственно в производственное помещение. Таким же способом теперь будут разгружаться необходимые для производства цемента сырьевые добавки. Выгода этого метода очевидна: он значительно ускоряет обработку вагонов и удешевляет процесс их выгрузки — не нужно тратить дизтопливо для грейферных кранов, не требуется дополнительная перевозка сырья и добавок автотранспортом.

Экономия прежде всего…

Чем еще будет выгоден «Красносельскстройматериалам» этот масштабный проект, реализация которого подходит к концу? Ростислав Куцелай посвящает нас в технологию, одновременно приводя красноречивые цифры:

— Возьмем показатель энергоэффективности. На данный момент наше энергопотребление составляет примерно 228 кг условного топлива на производство 1000 кг цемента. Это и так самый низкий показатель среди цементных заводов республики. А если касаться исключительно производства клинкера, то на действующих мощностях у нас достигнут показатель 200 кг условного топлива на 1 тонну клинкера. Проектные же данные новой линии таковы: 150 кг условного топлива на тонну клинкера. Это при прямом сжигании топлива. Но мы еще строим газотурбинную установку мощностью 15 МВт. Во-первых, она будет вырабатывать почти половину электроэнергии, необходимой для производства. Во-вторых, у нее есть вторичный ресурс — так называемые выхлопные отходящие газы, температура которых почти 500 градусов. Линия запроектирована так, что эти газы будут направляться на сушку сырья, и это позволит еще снизить затраты топлива. В таком случае расчетные цифры расхода топлива при работе с газотурбинной установкой могут достичь 136 кг условного топлива на тонну клинкера.

Еще один резерв экономии — новая более совершенная технология, тот самый «сухой» способ производства клинкера, который будет применен на новой линии и который используют ведущие мировые производители цемента. При нынешнем, «мокром», способе мы добавляем в сырье воду и перерабатываем его при влажности в среднем 36—37%. А по новой технологии сможем перерабатывать сырье карьерной влажности — 24—26%. Нужно будет меньше затрачивать энергии, чтобы его высушить. Правда, немного больше понадобится энергии, чтобы сырье переработать, но в данном случае, как говорится, овчинка стоит выделки. Все это делается для того, чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным.

…как и экология

Предвосхищая недовольные возгласы скептиков о том, что применение на производстве угольной пыли негативно скажется на экологической ситуации в Красносельском и окрестностях, заместитель гендиректора уверяет: не скажется. Скорее, даже наоборот. Хотя бы потому, что, поскольку для производства продукции новым способом требуется меньше топлива, то и выбросы в атмосферу будут меньше. А самое главное — на новой линии будут установлены новые рукавные фильтры, улавливающая способность которых, согласно проектным данным, не превышает 30 мг вредных веществ на 1 кубический метр воздуха (действующие нормы допускают показатель до 80 мг).

Больше цемента стране

Итак, до запуска новой технологической линии производства клинкера по «сухому» способу осталось совсем немного. Сейчас белорусские и китайские специалисты завершают монтаж основного технологического и нестандартизированного оборудования. В декабре будут проведены индивидуальные испытания всех узлов и агрегатов, а после Нового года линия будет введена в строй.

Проектная мощность новой линии — 1,5 миллиона тонн клинкера в год, что дает возможность выпускать в год 1,8 миллиона тонн цемента. Столько же в общей сложности выпускают сейчас действующие четыре печи цементного завода. Две из них с введением в строй новой линии планируется законсервировать, а еще две — перевести на пылеугольное топливо. Так что объем выпуска цемента на ОАО «Красносельскстройматериалы» может быть увеличен минимум в полтора раза, а сама продукция может стать дешевле.

Олег АВШТОЛЬ,


Прочтено: 61


Спасибо за внимательность.

Спасибо за внимательность. Исправлено :)

Этот парень Авштоль не так

Этот парень Авштоль не так прост, ка себя выдаёт и позиционирует. Товарищ из разряда тех, кто и вашим, и нашим.

газета не «Новы час»,а «Наш

газета не «Новы час»,а «Наш час»

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Защита от спама
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.